Светлана Одинцова
Формирование привычки к ЗОЖ у детей 3–4 лет. Опыт работы воспитателя

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей 3 – 5 лет через различные формы работы.

Здоровье детей связано с условиями их жизни, зависит от состояния здоровья их родителей, наследственности и даже профессии родителей. Начиная с 1992 1993 года в России резко ухудшилась демографическая ситуация: родившиеся дети растут ослабленными, физическое развитие детей 2000 – 2010 годов на 10 – 18% стало хуже, чем у их сверстников 70 – 80х годов. Поэтому укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию является особенно актуальным.

По результатам анализа заболеваемости детей в детском саду за 2009 – 2011г. г. прослеживается рост острых респираторных заболеваний. В настоящее время ученые и врачи всех стран рассматривают физические упражнения и вообще движения как важное средство оздоровления организма и предупреждение заболеваемости.

В процессе работы с детьми обратила внимание на то, что современные дети достаточно подвижны. Все моменты их повседневной жизни наполнены движениями. В то же время врачи и ученые всех стран доказывают, что уровень заболеваемости велик. Возможно причина их заболеваемости не в недостатке движения, а в неправильной организации двигательной активности, а также недостаточно сформированных знаниях о физической культуре среди детей и родителей. Поэтому целью моей работы является формирование привычки к здоровому образу жизни у детей 3-5 лет через различные формы работы. А предполагаемым результатом является – снижение уровня заболеваемости детей в группе. Для ее осуществления определила следующие задачи:

1. Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение. Формировать правильные навыки выполнения основных движений;

2. Развивать у детей гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, силу, а также равновесие и координацию движений;

3. Поддерживать интерес к двигательной деятельности;

4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

Для решения опыт работы воспитателей здоровый ребёнок задач были созданы специальные условия: физкультурный уголок, где сосредоточено стандартное и нестандартное оборудование (ребристые и профилактические дорожки, массажные коврики, кольца, твердые и мягкие мячи, модули и др.)

Спортивная площадка на улице (лестница, бревна, колеса, мишень для метания и др.,

для закаливания детей использую игры с водой, умывание прохладной водой, ежедневные прогулки, босохождение, обмывание ног и др.)

Изучив начальные знания детей о здоровье человека, спланировала познавательные занятия: «Уроки Мойдодыра», «Чтобы зубы были крепкими», «Слушай во все уши», «Что такое хорошо и что такое плохо» и др. В ходе занятий дети знакомятся со своим организмом, с функциями жизненно необходимых органов, которые помогают людям видеть, слышать, чувствовать.

Использую в работе дидактические игры: «Мое лицо», «Умею - не умею», «Определи на ощупь» и др. С их помощью дети не только знакомятся с функциями своих жизненноважных органов, но и узнают способы профилактики их заболевания.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств провожу с детьми физкультурные занятия в зале и на воздухе. На занятиях использую различную мотивацию. («Кот – Мурлыка – весельчак», «Маленькие спортсмены», «Гномик простудился»). Говоря о роли движений на занятиях, нельзя не сказать о роли дыхательных гимнастик. Поэтому большое внимание уделяю дыханию детей. Учу детей правильному дыханию, глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Использую игровые упражнения «Часики», «Крылья», «Петушок», «Вырасти большой».

Неоценимую пользу для здоровья детей оказывают такие подвижные игры, как «Кот на крыше», «Солнечный зайчик», «Прогоним курицу» и др. Много интересных игр проводится с мячом, скакалкой и другими предметами.

Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии.

Дети стали выносливее, лучше ориентироваться в пространстве, правильно прыгать на двух ногах, быстро бегать и ловить мяч.

Один раз в квартал организую совместный с родителями праздник «День здоровья», где дети получают дополнительный заряд бодрости и здоровья, а также имеют возможность показать свои навыки. Ведущее место в воспитании здорового ребенка и профилактике заболеваний часто болеющих детей занимает закаливание. Регулярно использую в работе дорожки по профилактике плоскостопия, глубокое мытье рук и лица прохладной водой, обливание ног, полости рта, мини тренажеры, хождение босиком в летний период, воздушные и солнечные ванны. Это способствовало тренировке и совершенствованию системы терморегуляции, предупреждению частых простудных заболеваний.

Работаю в тесном контакте с семьей. Были проведены встречи-семинары «Здоровье детей в наших руках», «Закаливание детей дома», «Народная медицина», где порекомендовала родителям дополнительную литературу по оздоровлению детей. Родители делились семейным опытом закаливания детей.

Индивидуальные беседы с родителями помогли обратить их внимание на оздоровление своих детей. («Занимайтесь зарядкой», «Одевайтесь по погоде», «Вред чипсов и сухариков») и др.

С целью изучения здорового образа жизни семей провела анкетирование среди родителей «Двигательный режим семьи». Анализ анкет показал, что количество семей, ведущих здоровый образ жизни, становится с каждым годом больше.

Такая форма работы с родителями, как фотовыставка, позволила наблюдать родителям работу воспитателей и медсестры по закаливанию детей. («Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Профилактика плоскостопия», «Лучшие друзья») и др.

В раздевалке оформлен уголок здоровья, где размещаю дополнительную информацию по укреплению здоровья детей. (Овощи и фрукты – полезные продукты», «Кладезь витаминов», «Морское меню») и др.

Проанализировав свою работу, могу сказать, что идет снижение уровня заболеваемости на 2009– 2011г. г., повысился уровень усвоения программы по физическому развитию на 2009-2011г. г.

В 2009-20010г. г. заболеваемость составила 14,7 дней на одного ребенка, в 2010-2011г. г. заболеваемость составила 16,2 дней на одного ребенка, в 2011-2012г. г. – 12,3 дней на одного ребенка. На 2012г. уровень заболеваемости детей близок к среднеобластному показателю.

Литература:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы

Программа по валеологии работы и физической культуре «Здоровье с детства» Казаковцевой Т. С.

«Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» Александровой Е. Ю.


Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-privychki-k-zozh-u-detei-3-4-let.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Формирование привычки к ЗОЖ у детей 34 лет. Опыт работы Нормы хгч и афп беремен

Опыт работы воспитателей здоровый ребёнок Опыт работы воспитателей здоровый ребёнок Опыт работы воспитателей здоровый ребёнок Опыт работы воспитателей здоровый ребёнок Опыт работы воспитателей здоровый ребёнок Опыт работы воспитателей здоровый ребёнок Опыт работы воспитателей здоровый ребёнок Опыт работы воспитателей здоровый ребёнок

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ